Методика анализа системы налогообложения коммерческой организации

Налоговый анализ на микроуровне - это совокупность различных приемов и способов, с помощью которых можно охарактеризовать налоговую политику, налоговое поведение хозяйствующего субъекта и провести анализ налоговых затрат за отдельные периоды времени. В процессе обобщения результатов анализа определяются главные решающие характеристики налогового анализа, которые и ложатся в основу принимаемых решений.

Методика налогового анализа является основой проведения мероприятий по обоснованию управленческих решений для снижения издержек предпринимательской деятельности.

По мнению Е.Г. Дедковой налоговый анализ целесообразно проводить в последовательности, представленной в Приложении А - Методика налогового анализа, предложенная Е.Г. Дедковой [12]. Данная методика позволяет наиболее полно, со всех сторон проанализировать объект исследования.

Г.В. Девликамова предлагает методику налогового анализа, представленную в Приложении Б - План проведения налогового анализа, разработанный Г.В. Девликамовой [26].

Данная методика основана на проведении коэффициентного анализа, не выявляет и, не оценивает при этом факторов, влияющих на объект исследования.

Проанализировав имеющийся опыт проведения налогового анализа, по мнению автора целесообразнее всего его проводить в следующей последовательности (Рис.2.1):

Рис. 2.1 - Методика проведения налогового анализа коммерческой организации

Определяются объекты исследования, в зависимости от целей налогового анализа (например, выявление налогов и сборов, наиболее влияющих на снижение конечного финансового показателя деятельности организации и способы снижения налоговых затрат), потребностей пользователей (собственники, инвесторы, кредитные организации).

Далее осуществляется сбор и сортировка необходимой информации для анализа отдельного налога, группы налогов, совокупности всех налоговых затрат. Источниками такой информацией могут выступать первичные учетные документы, налоговые регистры, налоговая отчетность (налоговые декларации, расчеты авансовых платежей), отчетность, сдаваемая во внебюджетные фонды (расчеты по формам РСВ-1 ПФР, 4-ФСС), бухгалтерские регистры, бухгалтерская отчетность (промежуточная, годовая), другие документы, необходимые для всестороннего анализа объекта (договоры с контрагентами, трудовые договоры, договоры на оказание услуг и т.д.).

Особое внимание необходимо уделить разработке системы показателей для всестороннего анализа объекта исследования.

Показатели, использующиеся для целей налогового анализа можно разделить на следующие группы:

показатели налоговой нагрузки организации;

показатели влияния величины обязательных платежей в бюджет (налоговых затрат) на финансовое состояние организации;

показатели налоговой эффективности;

показатели задолженности;

показатели финансового состояния организации.

Итак, рассмотрим показатели налоговой нагрузки организации при проведении налогового анализа.

Для целей проведения налогового анализа важно, какая часть прибыли, заработанная организации остается в её распоряжении, поскольку именно это обуславливает экономическое развитие организации. При расчете влияния налоговой среды более целесообразно применять коэффициент налоговой нагрузки без учета НДС, НДФЛ, поскольку данные налоги не уплачиваются непосредственно организациями. Организации в этом случае являются только посредниками между конечными налогоплательщиками и государством. Таким образом, расчет показателя налоговой нагрузки рассчитывается следующим образом (за основу взята методика М.Н. Крейниной):

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Статистические категории
Статистика - от латинского слова status - состояние или положение вещей. Экономическая статистика - это один из основных разделов статистики как дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, который занимает ...

Сущность, измерение и модели экономического роста
Теория экономического роста считается одной из более трудоемких разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как вычислить вклад любого из причин производства в ходе роста общественного продукта? Как скорректироват ...