Поведение фирмы в условиях монополии

Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. /1, Cтр.226/

Монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р=MR, то на монополизированном рынке Р > MR. Для характеристики монопольной власти используются несколько показателей. Наиболее известным является индекс Лернера, определяемый по формуле:

где IL -индекс Лернера монопольной власти;

Рm - монопольная цена;

МС - предельные издержки;

Е - эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью.

В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действительности (в масштабах страны практически не встречается). Но если взять небольшой городок, поселок, где есть, например, всего один хлебозавод, одна поликлиника, одна школа и т. д., то абсолютная монополия типична для любой страны.

Допустим, что магазин "Kodak" функционирует в условиях чистой монополии в своем городе. Рассчитаем индекс Лернера, используя ранее выведенные функции общих издержек и спроса.

=635,83-16,67Q= 3,43Q2+341,8Q+279,37

Проводим следующие вычисления:

МС=МR=635,83-33,34Q=6,86Q+341,8

635,83-33,34Q=6,86Q+341,8

=7,25 (шт.)

P=514,97 (долларов США)

MC=391,54 (долларов США)

П=795,83 (долларов США)

Этот индекс показывает, на какое количество монополист может изменять цену товара. В нашем случае, магазин "Kodak" смог бы менять цену товара на 24% от рыночной цены, т.е. цена варьировалась бы в рамках от 391,38 до 638,56 долларов США. Прибыль магазина "Kodak" в данных условиях составила бы 795,83 долларов США.

Заключение

Из проведенных исследований видно, что магазин "Kodak" может приобрести либо 40 ноутбуков, либо 37 планшетов. При покупке определенного количества одного товара он должен сократить покупку другого. Например, для того чтобы купить 14 планшетов, магазин сократит количество покупаемых ноутбуков на 6 единиц, и купит 21 шт. ноутбуков. Для увеличения выгоды магазин договаривается о сотрудничестве с магазином «Атом». В случае специализации магазин "Kodak" от продажи 1 единицы ноутбуков получает 0,1 единиц выгоды, а магазин "Атом" при продаже 1 единицы планшетов получает 0,1 единиц выгоды. Соответственно, магазин "Kodak" специализируется на покупке ноутбуков, а магазин “Атом” на покупке планшетов.

Также были рассмотрены спрос и предложение на рынке ноутбуков. Было выяснено, что при существующих расценках, покупателях и продавцах равновесие устанавливается в точке, где количество товара (Q) равно 10,74 шт. и цена (P) составляет 456,82 долларов США. При установлении цены потолка в 350 долларов США на ноутбук, дефицит составляет 11,75 шт., а цена черного рынка составляет 585 долларов США. При установлении же цены пола в размере 600 долларов США, избыток или профицит составляет 15,75 штук. Если устанавливается налог в размере 50 долларов США за ноутбук, то последствием является смещение равновесия на рынке: цена составляет 478,64 долларов США, а равновесное количество - 9,43 шт. Если же государство установит субсидии в размере 35 долларов США, то результатом станет уменьшение цены до 440 долларов США и увеличение количества до 11,75 шт.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Структура заготовительного оборота Лунинецкого райпо
В настоящее время рынок сельскохозяйственной продукции в нашей республике является привлекательным с точки зрения возможностей его расширения за счет спроса и непривлекательным из-за низкой эффективности сельскохозяйственного производства. Этому ...

Анализ безубыточности многопродуктового производства на примере ОАО Магнитогорский метизно-калибровочный завод ММК-Метиз
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что анализ безубыточности важен для оценки текущего состояния предприятия и его динамики, а также для выработки стратегии развития компании. Одной из важных задач комплексного экономич ...