Поведение фирмы в условиях олигополии

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. /1, Cтр.249/

Перечислим характерные черты олигополии. Первая характерная черта заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Второй - являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Третьей чертой является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Обычно, на олигополистическом рынке на долю фирм приходится от 50% и более объемов производства, при этом товар может быть однородным или дифференцируемым. Примером такого вида рынка служат рынок пива, сигарет, автомобилей.

Дуополия - рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей. /3, Cтр.393/

В олигополии существуют 4 модели. Рассмотрим, как бы сложились обстоятельства для магазина "Kodak" в некоторых из таких моделей.

Модель Курно достигается в том случае, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает оптимальный объем производства, ожидаемый от нее другой фирмой. Предельные издержки двух фирм в этом случае равны нулю. Рассчитаем объем продажи и цену по модели Курно. Используем следующую формулу.

Для этого используем функцию кривой спроса, выведенную во второй главе:

Qd=38,15-0,06P

P=635,83-16,67Q

MC=6,86Q+341,8

Qk=9,23 (шт.)

Qi=4,62 (шт.)

Pk=481,97 (долларов США)

Рассчитаем прибыль магазина "Kodak":

П=TR-TC

TR=4,62*481,97=2 226,7(долларов США)

TC= 3,43*4,622+341,8*4,62+279,37=1931,69(долларов США)

Пi=2 226,7-1931,69=295,01 (долларов США)

Отобразим точку равновесия Курно на графике (рис. 9.1).

Рис. 9.1 - Равновесие Курно для магазина "Kodak"

Теперь рассмотрим поведение магазин "Kodak" в следующей ситуации.

Картель - это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. /1, Cтр.257/

Для данной модели верно равенство MC=MR. Рассчитаем те же самые величины, но уже для Картели. Получаем следующие результаты:

Q=7,25 (шт.)

P=514,97 (долларов США)

П=795,83 (долларов США)

Пi=397,92(долларов США)

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что для покупателей выгоднее если магазин "Kodak" будет реализовывать свой товар в условиях модели Курно, так как цена в этом случае будет ниже (481,97 долларов США) чем в Картеле (514,97 долларов США). Однако для продавцов эта модель будет менее выгодной, так как прибыль в условиях модели Курно составит всего лишь 295,01 долларов США, в то время как в Картеле прибыль будет равняться 397,92 долларов США.

Еще статьи по теме

Автоматизация управления закупками на предприятии
При выходе предприятия на высокий уровень развития, оно решает автоматизировать свою деятельность. Для этого процесса не справиться без соответствующего программного обеспечения, которое будет решать вопросы о закупках, планировании и учете. ...

Анализ деятельности МУП Жилищно-эксплуатационное управление г. Мирный
В современных условиях рыночной экономики дипломированный экономист должен быть хорошо подготовлен к профессиональному обслуживанию предпринимательства, к самостоятельной работе на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных си ...