Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. /1, Cтр.223/

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен и каждая фирма сама определяет свою ценовую политику. Такой вид рыночной структуры похож на совершенную конкуренцию, но главным отличием является производство сходной, но не одинаковой продукции. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Повышенный спрос может быть вызван более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.

Важную роль в реализации товара в современном мире имеет реклама. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку она расширяет спрос и способствует увеличению прибыли при ее эффективности.

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС, то при монополистической конкуренции Р > МС.

Рассчитаем прибыль магазина "Kodak" если бы он находился в условиях монополистической конкуренции. Мы уже вывели уравнение общих издержек и объема продаж, которые имеют следующий вид:

= 3,43Q2+341,8Q+279,37 и Qd=38,15-0,06P

Для этого нужно выяснить цену и объем продаж.

=MR=(TC)`=6,86Q+341,8=(TR)`=635,83-33,67Q

,86Q+341,8=635,83-33,67Q=7,25 (шт.)

P=635,83-16,67*7,25=514,97 (долларов США).

П=TR-TC

TR=P*Q=3733,53 (долларов США)

TC=3,43*7,252+341,8*7,25 +279,37=2937,7(долларов США)

П=3733,53-2937,7=795,83 (долларов США)

Как видно, прибыль магазина "Kodak" в условиях монополистической конкуренции составляет 795,83 долларов США, а объем продаж и цена соответственно равны 7,25 шт. и 514,97 долларов США.

Допустим, что в целях повышения объема продаж, магазин "Kodak" решил запустить рекламу своего товара и магазина. После использования рекламы общие издержки увеличились в 1,25 раз, а объем продаж возрос в 8 раз. Рассчитаем прибыль магазина "Kodak" после рекламы.

Уравнение общих издержек имеет вид:

= 4,29Q2+427,25Q+349,21

а уравнение объема продаж:

=305,2-0,48P.

Далее рассчитываем прибыль, используя новые уравнения:

=(TC)`=8,58Q+427,25=635,83-4,16Q=MR

8,58Q+427,25=635,83-4,16Q

Q=16,37 (шт.)

P=601,78 (долларов США )

TR=9851,14 (долларов США )

TC= 8492,91(долларов США )

П= TR-TC =9851,14- 8492,91=1358,23 (долларов США )

Из расчетов следует, что реклама, несмотря на увеличение общих издержек, принесла больше прибыли для магазина, чем до ее использования. Следовательно, использование рекламы оказалось весьма эффективным. Также сравнивая положение фирмы в условиях монополистической конкуренции с положением в совершенной, можно сделать следующий вывод: в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Еще статьи по теме

Акционерные общества
Актуальность отмеченной проблематики и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы курсовой работы. Целью исследования является изучение темы «Акционерные общества» и выявление их роли в рыночной экономике, а также в современной р ...

Статистический анализ сельского населения Амурской области
Статистика населения выступает как составная часть демографии, представляя собой измерительный аппарат изучения количественных закономерностей. В задачи демографической статистики входят определение численности населения, анализ размещения его п ...