Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Государство ввело налог на продажу ноутбуков, что приводит к изменению уравнения предложения:

T=50(долларов США за единицу товара)

Qs=-12,1+0,05P

,05P= Qs+12,1=20Qs+240=20Qs+240+50(налог)= 20Qs+290

=-14,5+0,05P

Итак, мы вывели новое уравнение, которое будет соответствовать предложению на рынке при учете нового налога. Далее находим изменения в равновесной цене и количестве:

=Qs

,15-0,06P=-14,5+0,05P

,11P=52,65

Pравн.=478,64(долларов США)

Это значение должно верное, так как равновесная цена при учете налога должна быть ниже, чем сумма предыдущей равновесной цены и самого налога, т.е.:

,64<506,82 (=456,82+50)

Подставляя это значение в уравнения, получаем новое равновесное количество:

Qs = -12,1+0,05*478,64=9,43(шт.)

Qd=38,15-0,06*478,64=9,43 (шт.)

Если все данные отобразить на графике, учитывая изменения равновесия, то можно рассчитать потери со стороны продавцов и потери со стороны покупателей. (Рис. 2.4.)

Верхним пределом потерь производителя/продавца будет метка, обозначающая стоимость непосредственного складывания равновесной цены с налоговой ставкой, т.е. 506 долларов США. Площадь фигуры, находящейся между этой линией и равновесной ценой с учетом налоговой ставки обозначает потери производителя. Площадь же фигуры, закрашенной зеленым цветом, отображает потери покупателя.

Распределение бремя потерь между продавцом и покупателем тоже имеет свои характеристики. Этот фактор зависит от эластичности, которую мы будем рассматривать в следующей главе.

Как видно, после введения налога, цена на ноутбуки выросла с 456,82 до 478,64 долларов США, а объем продаж уменьшился с 10,74 шт. до 9,43 шт.

Другим способ вмешательства государства в экономику являются установление субсидий. В основном это делается поддержки отечественных производителей или разных фирм. Это приводит к спаду цен на товар. Если размер установленной субсидии равен S=35 долларов США, то новую цену можно будет вычислить:

S=35(долларов США)

=20Qs+240-35=20Qs+205

Qs=-10,25+0,05P.

Аналогично предыдущих вычислений с учетом налогов, определяем новую цену и количество, которые равны соответственно 440 долларам США и 11,75 шт.

Рис. 2.4. - Определение потерь продавцов и покупателей

Из всех вышеперечисленных исследований можно сделать следующие выводы. Каждый потребитель на рынке готов купить товар по разным, максимально возможным для них ценам, как и продавцы, также имеющие разные расценки. В случае с продавцами, каждый согласиться реализовать товар по самой высокой цене. Когда же мы имеем дело с покупателями, то тут каждый готов купить товар по самой низкой цене. Установление налогов на товар приводит к смещению равновесия в рыночной экономике (Pравн.: от 456,82 до 478,64 долларов США) и потере, как для покупателей, так и для производителей. Если же происходит установление субсидий, это также приводит к смещению равновесия, но теперь уже речь идет о снижении цены и (Pравн.: от 456,82 до 440 долларов США). Все это, естественно, влияет и на объем продаж согласно законам спроса и предложения.

Тема 3. Эластичность спроса и предложения

Эластичность (от англ. elasticity) - мера чувствительности одной переменной к изменению другой, показывающая процентное изменение первого показателя при изменении второго на 1%. /2, Cтр.19/

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по теме

Структура предприятия
Организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приемов научного обоснования соединения рабочей силы со средствами производства исходя из заданной цели производственной системы. Развитие практики организации произв ...

Анализ деятельности ОАО ЧХЗ №2
Образовательная программа в качестве своего обязательного элемента содержит программу прохождения производственной практики. Организация практик имеет различные формы, но при этом она направлена на получение практических знаний и навыков про ...