Социально-экономическая модель кооператива. Общее и особенное в подходах кооперативных теоретиков

Большинство исследователей сходится во мнении, что неоднородная социально-экономическая среда порождает различные модели кооперативов, и их успех в одних условиях далеко не гарантирует аналогичные достижения в других.

Деятельность современных кооперативов находится под воздействием внешней среды, которая через существующие в ней институты влияет на среду рыночную.

Современная обстановка такова, что поведение участников рынка определяется преференциями потребителей, которые всё более сегментированы в зависимости от доходов, образа жизни, возраста и т.д.

Чтобы сохранить свою жизнеспособность кооперативы, привыкшие функционировать на традиционных рынках и имеющие на них конкурентные преимущества, должны избирать новые, соответствующие рыночным условиям стратегии дифференциации и фокусирования, а также новые организационные устройства.

Выбор модели потребительского кооператива в современных рыночных условиях должен базироваться на трёх составляющих: эффективность деятельности зависит от соответствия избранной стратегии на рынке, в котором он функционирует, а выбранная стратегия может быть реализована, если потребительский кооператив адаптирует определённую организационную модель.

Разработка алгоритма выбора организационных моделей конкретно взятого кооператива предполагает несколько этапов:

на первом этапе кооператив формирует теоретическую модель выбора организационного устройства (рис.3). Такая модель характеризует рыночную среду, в которой функционирует кооператив (степень либерализации рынка, уровень его монополизации, поставок ресурсов, степень господства потребителей на рынке и др.) .

Рис.3 Теоретическая модель выбора организации кооператива

Учтено воздействие законодательства и неформальной среды воздействия (рис.4) не только на выбор модели, но и на выбор стратегии

Рис.4 Теоретическая модель выбора организации кооператива с учётом характеристик рыночной среды

На втором этапе выдвигаются определённые гипотезы, например, чем выше степень либерализации рынка, тем всё более бизнес - ориентированные стратегии должны избираться или - господство потребителя на рынке приводит к необходимости всё более тесной координации всех участников рынка, а для кооперативов - к выбору всё более изысканных стратегий для проникновения на близлежащие звенья товарной цепи. Одной из гипотез является прослеживание стремлений отдельных пайщиков к индивидуализму, выделению в составе кооперативов частных предприятий и т.д.

На третьем этапе потребительским кооперативом производится отбор необходимых исследовательских инструментов, позволяющих верифицировать выбранные гипотезы.

Затем подвергаются оценке параметры выбранной модели. При этом можно применить, например, двухшаговый подход. При котором первый шаг сводится к проверке значимости предполагаемых связей и оценке компонентов модели путём подтверждающего факторного анализа.

Второй шаг заключается в оценке альтернативно предложенных моделей. При этом поочерёдно один из компонентов связи приравнивается к нулю. Таким образом, каждая составляющая модели оценивается с точки зрения её пригодности.

Заключение

В системе социально-экономических отношений кооперативы выступают как юридические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены два типа кооперативов:

) производственные (коммерческие);

) потребительские (некоммерческие).

Важным положением Гражданского кодекса Российской Федерации является разрешение некоммерческим организациям, а значит, и потребительским кооперативам, осуществлять коммерческую деятельность, поскольку это служит достижению их основной социальной цели.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Статистика по населению Курганской области
Статистика занимается изучением количественной стороны различных массовых экономических явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны. Цель статистики заключается в адекватной характеристике условий, процесса и резу ...

Статистический анализ брачности и разводимости населения на материалах Приволжского федерального округа
В некоторых обществах и группах брак является обычной основой для семейной жизни, в других существует большая терпимость к различным отношениям в семье и укладам. Так, в Нигерии мужчины из племени тив могут иметь несколько жен. В других обществ ...