Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора)

Отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ, регулирует Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Названный Закон содержит единственную норму, направленную на обеспечению прав и законных интересов субъектов среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), - в п. 4 ст. 7 установлено, что в отношении субъекта среднего предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Что же касается мер по поддержанию среднего бизнеса непосредственно в области финансового стимулирования, то дополнительно планируется финансировать различные бизнес-инкубаторы, деловые центры, образовательные учреждения и прочие организации, оказывающие среднему бизнесу имущественную и другие виды поддержки.

Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование СБ протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки.

В части мер имущественно-инфраструктурной поддержки субъектов среднего предпринимательства можно выделить следующие.

Во-первых, должна заработать обязательная квота на закупки для среднего предпринимательства при проведении аукциона, которая распространяется теперь не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.

Во-вторых, правительством Российской Федерации было подписано постановление о совершенствовании порядка подключения к электросетям, которое предусматривает установление упрощенной процедуры льготных тарифов за присоединение. Так, при подключении мощности до 100 кВт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости услуги с правом выплаты оставшейся суммы с беспроцентной рассрочкой в течение 3 лет. При этом подключение должно быть осуществлено в течение полугода.

К мерам по снижению административного давления на средние предприятия относится вступивший в силу с 1 июля 2009 года новый Федеральный закон (ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)»). В соответствии с ним закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности.

Несмотря на довольно внушительный список мер, осуществляемых правительством Российской Федерации по поддержание среднего бизнеса, среди них отсутствуют наиболее востребованные и необходимые для инновационного пути развития России меры, направленные на содействие модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий. Это существенно замедляет заявленного в Концепции переходу страны на инновационный путь развития.

Заключение

Современный мировой экономический кризис показал слабость экономической политики России, ограниченность и отсталость источников поступления денежных средств в бюджет страны. Несмотря на все заявленные в последние годы усилия, направленные на поддержание и стимулирование отечественного производства, российский бизнес за малым исключением до сих пор не изобретает и не создает необходимую конкурентоспособную продукцию и технологии. Громоздкие и неповоротливые государственные компании работают с крайне низкой производительностью и энергоэффективностью, без применения современных инновационных решений, что не позволяет увеличить свое влияние России на уровне глобальных экономических процессов. В сложившейся ситуации именно средние предприятия обладают тем огромным потенциалом развития, который в условиях все накаляющейся конкуренции экономик мировых держав, жизненно важен РФ. СП в России - это предприятия, работающие в основном на современной технике, с применением новых интеллектуальных систем и ресурсов, на новых информационных базах, способные стать локомотивом модернизации в стране. Средний бизнес более гибок и быстрее реагирует на возникновение новых рыночных потребностей, изобретая новые универсальные знания или совершенствуя уже существующие. Однако для того, чтобы средние предприятия заработали с полной силой, заняли значительное место в структуре российской экономике и вышли на качественно новый уровень, важно своевременно и полно планировать и реализовывать меры по их поддержанию.

Еще статьи по теме

Статистический анализ окупаемости затрат на производстве зерна
Аграрный сектор экономики страны выступает важнейшей сферой материального производства. Здесь создается около одной трети валового общественного продукта, свыше 40 % национального дохода. Производство зерна занимает ведущее положение в экономике р ...

Автомобильная промышленность Российской Федерации
Актуальность темы работы состоит в том, что в настоящее время происходит передел сфер влияния в отечественном автопроме. С распадом СССР в 1991 г. советское автомобилестроение сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и Украине, ра ...