Перспективы изменения сфер влияния в автомобильной промышленности

В российском автопроме начался передел сфер влияния. У Горьковского завода появился новый, пока не афишируемый партнер - General Motors. А вот машину C-класса совместно с итальянцами ГАЗ решил не делать: с АвтоВАЗом, которого всеми способами поддерживает государство, не посоревнуешься. Заявление, которое сделал сегодня гендиректор ГАЗа Дмитрий Стрежнев насчет дальнейшей судьбы СП с «Фиатом», звучало резко, но вместе с тем очень неопределенно.

Как известно, русско-итальянское СП, созданное еще в 1998 году, собиралось производить машины малого класса Fiat Palio. После дефолта дело заглохло, но в прошлом году процесс вроде бы возобновился. Особенно после того, как весной поддержку ему обещал лично Михаил Касьянов. ГАЗ сразу же обещал начать составление бизнес-плана и в скором времени окончательно определиться насчет СП с итальянцами. Сейчас все внезапно закончилось - экономически нецелесообразно, и все тут. Единственное недавнее событие в автопроме, которое могло повлиять на решение ГАЗа - это усилившаяся поддержка АвтоВАЗа со стороны государства. Судя по всему, именно она и стала тем «политическим проектом», по поводу которого возмущался Стрежнев.

Совсем недавно было принято окончательное решение о возврате заводу пакета акций, находившегося в залоге у государства. Пакет вернули, хотя условие его возврата - погашение задолженности перед государством - так и не было выполнено. Даже более того, АвтоВАЗу реструктурировали задолженность таким образом, что основные выплаты отодвинулись на 2010 год.

Совсем другое дело автомобили среднего класса, D. Единственный его отечественный представитель - «Москвич». О конкуренции с ним тоже сложно говорить, но уже по другим причинам: завод стоит, и, кажется, это надолго. В результате ГАЗ переориентировался. Как заявил Стрежнев, речь идет теперь о создании вместе с итальянцами именно автомобиля класса D - поменьше «Волги», но ощутимо больше «Жигулей». Как сообщили «Газете.Ru» источники на заводе, это будет не иностранная машина, приспособленная для русского рынка и русских дорог, а своя, местная разработка. Итальянцы не будут предоставлять ГАЗу лицензию на свою модель (тем более что в среднем классе они никогда и не демонстрировали особых достижений), а просто примут участие в разработке машины и постановке ее на конвейер.

Раньше речь шла только о том, что, как и когда ГАЗ будет производить с итальянцами. Сама кандидатура партнера по СП сомнениям не подвергалась. А сейчас Fiat внезапно стал «ОДНИМ ИЗ реальных партнеров в организации СП». «ГАЗ - такое большое государство, довольно туманно объяснили корреспонденту «Газеты.Ru» в заводской пресс-службе, что у него может быть отдельный интерес сразу с несколькими зарубежными автогигантами». На самом деле все объясняется по-другому.

У ГАЗа, судя по всему, появился новый потенциальный партнер - General Motors. Елабужский проект концерна потерпел неудачу - «Блейзеры» там давно уже не делают, из сборки в Елабуге Opel Vectra тоже ничего не получилось. Совместный проект с ВАЗом по производству новой «Нивы» - предприятие сравнительно мелкое. В таких условиях GM, очевидно, задумалась о поиске российского партнера для крупных инвестиций и остановилась на ГАЗе.

Заключение

Основные тенденции передела сфер влияния в российской автомобильной промышленности следующие:

1) Даже если сложить уже сделанные и заявленные инвестиции во все сборочные проекты, реализованные и планируемые, получится около $2 млрд. Вместе с тем за 10 лет (1994-2004 гг.) международные автоконцерны вложили в бразильский автопром (в переоборудование заводов и разработку новых моделей) астрономическую сумму $26,6 млрд.

) Основного прироста к объему реализуемых на территории России автомобилей стоит ожидать только за счет увеличения локального производства иномарок. Если в 2004 г. процентное соотношение иномарок импортируемых и произведенных на местных автозаводах составило 81/19, то в прошлом году этот показатель изменился в пользу сборочных предприятий (76/24). Но это «отверточная» сборка устаревших автокомплектов.

) Можно утверждать о «начале» в стране нового этапа развития автопромышленности, похожего на китайский, - с сотнями маленьких сборочных предприятий.

) Рост автомобильного бизнеса сталкивается с существенной проблемой - отсутствием подходящих профессиональных сотрудников. Эксперты отмечают, что в начале 90-х произошло «вымывание» профессиональной прослойки отрасли автопрома, поэтому сегодня общий уровень профессионалов в автомобильной промышленности можно оценить как крайне неудовлетворительный.

Еще статьи по теме

Сравнительный анализ кооперативных концепций о социально-экономической модели кооператива
В подтверждение справедливости слов известного учёного в области экономической теории кооперации И.В. Емельянова о том, что "разнообразие кооперативов подобно колейдоскопу, а их изменчивость безгранична". Многие российские и зарубеж ...

Анализ безубыточности многопродуктового производства на примере ОАО Магнитогорский метизно-калибровочный завод ММК-Метиз
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что анализ безубыточности важен для оценки текущего состояния предприятия и его динамики, а также для выработки стратегии развития компании. Одной из важных задач комплексного экономич ...