Характеристика сфер влияния в российской автомобильной промышленности

В 2007 г. в РФ было произведено лишь 1 млн. 68 тыс. машин вместо 1 млн. 110 тыс. в 2011 г. Объем операций по экспорту-импорту легковых автомобилей в стране в 2007 г. увеличился на 45,7% по сравнению с итоговыми показателями 2011 г. и составил $8,337 млрд. При этом объем импортных поставок легковых автомобилей в страну в минувшем году составил $7,728 млрд, что на 49,7% больше, чем годом ранее. В 2008 г. ожидается, что импорт автомобилей вырастет примерно еще на 20%.

Всего в прошлом году в России было продано около 567 тыс. новых иномарок. Из них: 110 тыс. (19%) пришлось на автомобили иностранных брендов, собранные в нашей стране; 380 тыс. - это бывшие в употреблении авто (импортный «секонд-хэнд»), продажи которых в финансовом исчислении превысили выручку всех российских автопроизводителей, вместе взятых (свыше $5 млрд); 77 тыс. - новые автомобили.

В целом, всех участников российского рынка легковых автомобилей можно распределить на следующие пять групп: российские автозаводы, производители отечественных моделей (АвтоВАЗ, ГАЗ и др.); иностранные производители, имеющие собственные сборочные мощности в России (General Motors, Nissan, Toyota); российские автозаводы, производители иностранных брендов (ТагАЗ, Иж-Авто и др.); российские «кустарные» производители иностранных брендов.

Российские автозаводы, производители отечественных моделей. АвтоВАЗ. Из опубликованного отчета ОАО «АвтоВАЗ» о результатах своей финансовой деятельности за первые шесть месяцев 2011 г., чуда, которого ожидали от новой команды управленцев в лице ставленников «Рособоронэкспорта», не случилось. «Рособоронэкспорту» пока не удается вытянуть тольяттинское предприятие из стагнации. Рыночная доля автомобилей марки «Лада» сократилась до 42,7%, с 49,2% годом ранее. Рентабельность по чистой прибыли и вовсе упала до 3,8%, с 4,2% годом ранее. Основным фактором, позволяющим тольяттинцам оставаться на плаву, является повышение цен на продукцию и небольшое увеличение продаж («АвтоВАЗ» в 2009 г. произвел 721 тыс. 500 машин). С начала 2011 г. отпускные цены на весь модельный ряд «Лад» выросли в среднем на 5,85%.

У компании до сих пор нет четкой стратегии того, в какую сторону она намерена двигаться дальше. Неизвестно также, с каким модельным рядом она будет работать через 5-10 лет. Пока же руководители автомобильной компании подали в правительство новый вариант соглашения на работу в режиме промышленной сборки. Если раньше АвтоВАЗ претендовал на льготный импорт восьми автокомпонентов, то теперь их количество предполагается увеличить в несколько раз. Беспошлинный ввоз компания предполагает использовать при запуске производства новых моделей. Льготная импортная ставка составляет 3% против обычных 20%.

Одновременно АвтоВАЗу обещано из госбюджета для пополнения модельного ряда Lada двенадцатью свежими моделями $5 млрд. Только есть подозрение, что никакие миллиарды бюджетных денег не сделают АвтоВАЗ законодателем автомобильной моды. Достаточно заглянуть в отчет компании по МСФО за 2004 г., чтобы обнаружить там расходы на НИОКР в объеме $24 млн. Следовательно, можно скептически отнестись к перспективе обновления модельного ряда завода собственными силами.

Поэтому, для повышения конкурентоспособности производимой продукции и выходя на мировые рынки у АвтоВАЗа есть только один выход кооперация с зарубежным партнером, например, французским Renault.

Группа «ГАЗ». Решение отказаться от гонки за мировыми автолидерами у «ГАЗ»2 было абсолютно сознательным. Ведущие мировые компании производят миллионы легковых автомобилей в год, ГАЗ в прошлом году выпустил лишь 55000. Поэтому было принято решение не разрабатывать свои новые модели легковых машин.

В связи с этим, весной 2011 г. группой ГАЗ за $150 млн был куплен один из заводов корпорации DaimlerChrysler, выпускавший в американском городке Стерлинг-Хайт автомобили Chrysler Sebring, а также их версии под маркой Dodge Stratus. Производство этих моделей будет перенесено в Россию к концу 2007 г.

В июне ГАЗ за $72 млн. приобрел у Renault Trucks лицензию и оборудование для выпуска дизельных двигателей для грузовиков. А в июле группа стала владельцем английского завода LDV, выпускающего фургоны Maxus за $150 млн.

Итого, потрачено почти $400 млн.3 Это в 3,3 раза больше, чем чистая прибыль ГАЗ за прошлый год. Что группа получила за эти деньги? Морально устаревшую машину Sebring (в этом году ей исполняется пять лет), которую начнут собирать лишь в 2008 г., малоизвестный на рынке фургончик Maxus и 11-литровый мотор, который не влезет под капот ни одной из разновидностей «ГАЗелей».

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь и основные направления его развития
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством ...

Статистическое изучение доходов от основных операций банка
Целью данной курсовой работы является изучение статистических методов, применяемых в изучении финансовых результатов деятельности коммерческого банка. Данная тема актуальна, потому что статистическое изучение финансовых результатов банка и пред ...