Состояние современной автомобильной промышленности Российской Федерации

Автомобильная промышленность - одна из ведущих отраслей промышленности России. Это подтверждается статистическими данными. Так, численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% - от работников в машиностроении. Автопром даёт 3,8% от всего объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения. Эти показатели корреспондируются с подобным соотношением в Европейском Союзе. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2000 года. Прогнозируется, что в текущем году их доля составит свыше 35% от всех инвестиций в машиностроение.

Объемы производства автомобильной техники в 1998-2011 годах также увеличивались по нарастающей: выпуск легковых автомобилей - с 838,8 тысяч до 1 млн. 150 тысяч, грузовых автомобилей - с 145,8 тысяч до 210 тысяч, автобусов - с 45,7 тысяч до 82 тысяч единиц.

С 2001 г. производство автомобилей в мире неуклонно растет, причем в последние годы выпуск увеличивался в среднем на 2 млн. Сохранилась эта тенденция и в 2011 г., за который их было изготовлено -70 млн, что на 5 % превосходит показатель 2009 г. В России же автомобильная промышленность развивалась в отчетном году вдвое более высокими темпами, чем среднемировые. Легковых, грузовых автомобилей и автобусов в 2011 г. изготовлено 1 498 149, или на 10,8 % больше, чем 2009 г.

Особенно высокие показатели отмечены в секторе производства грузовых автомобилей, что отражает изменение конъюнктуры на рынке коммерческих автомобилей в связи с общим развитием экономики страны.

Особенно продуктивно предприятия работали во втором полугодии 2011 г. , когда среднемесячный выпуск грузовиков составил 22 500 ед. (против 18 810 ед. во втором полугодии 2009 г.). В целом за 2011 г. в стране изготовлено 247 606 грузовых автомобилей, что на 20 % больше, чем в 2009 г. При этом предприятия отгрузили для реализации более 249 тыс. автомобилей (+18,8 % к уровню 2009 г.), т. е. объем отгрузки составил 100,5 % к объему производства.

ГАЗ изготовил более 144 тыс. грузовых автомобилей, или на 14,2 % больше, чем в 2009 г. Это составило 58 % общего выпуска грузовиков в России. Производство малотоннажных автомобилей нижегородцы увеличили на 14,5 %, среднетоннажных - на 12,8 %, в том числе ГАЗ-3310 «Валдай» - в 2,57 раза. Несколько возрос выпуск малотоннажных автомобилей на УАЗе (+1,4 %) и «ИжАвто» (+69,9 %). К сожалению, не изменилась к лучшему ситуация в АМО «ЗИЛ», здесь изготовили грузовых автомобилей на 8,3 % меньше чем в 2009 г., в особенности большие потери имели место в производстве автомобилей семейства «Бычок» (-40,9 %). Устойчиво работали в 2011 г. предприятия по выпуску большегрузных автомобилей. Так, КамАЗ изготовил 42 836 автомобилей (+33,9 %), A3 «Урал» увеличил производство на 29,3 %, БАЗ - на 67,3 %. Вырос выпуск иностранных большегрузных моделей: в ЗАО «ВТС Зеленоград» («Вольво») на 9,7 % и в ООО «ИВЕКО-УралАЗ» - более чем в 1,5 раза.

В целом производство грузовых автомобилей зарубежных фирм на территории России в 2011 г. выросло до 8937 ед. (в 3,03 раза по сравнению с 2009 г.), что к общему выпуску составило 3,6 % (в 2009 г. - 1,4 %). В частности, в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» («Амур») на 60 % выросло производство моделей индийской фирмы ТАТА, в ЗАО «Автотор» - более чем в 17 раз разных моделей китайских фирм; однако основной вклад внес ТагАЗ, где выпуск малотоннажника «Хёндэ Портер» выросло в 2011 г. более чем в 3 раза - до 7162 ед. (80 % всех собранных в России грузовых автомобилей зарубежных моделей).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Анализ внешнеэкономической деятельности малых предприятий на примере ООО Горноспасатель
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста страны является развитие малого бизнеса. Для России, непрерывно развивающейся в области внешнеэкономических торговых связей, развитие малого бизнеса должно стать осно ...

Структура и содержание диагностики предприятий
В последние годы перед хозяйствующими субъектами, функционирующими в рыночных условиях, все чаще возникает проблема комплексной оценки их состояния, которое постоянно меняется под влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Решить данн ...