Природа и сущность денег

Человечеству деньги известны с древних времен, но в условиях натурального хозяйства потребность в них носила эпизодический характер, так как обмену подвергались лишь случайно оставшиеся излишки. Развитие производительных сил и производственных отношений повлекло за собой общественное разделение труда и создало условия для появления постоянного избыточного продукта, а вместе с ним и потребности в обмене. Однако потребность в обмене может превратиться в реальность лишь в том случае, если одному участнику обменной сделки предлагается именно тот товар, который необходим другим участникам, т.е. объективной необходимостью процесса обмена является присутствие на рынке именно тех товаров, в которых нуждаются его участники. Но наличие широкого выбора и достаточного количества товаров не решает проблему обмена. Для этого требуется обязательное удовлетворение интересов всех участников обменной сделки в получении эквивалентного передаваемого взамен товара. [3, с. 69].

Движение продуктов труда (товаров) от одного производителя к другому опосредуется своеобразным товаром, служащим всеобщим эквивалентом. Все производимые в обществе материальные ценности приобретают форму товаров, и это требует измерения воплощенных в них затрат труда. Такое измерение может быть произведено путем сопоставления стоимости определенного товара со стоимостью особого товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента - денег. [16, с. 39].

Деньги являются товаром, прежде всего, по своему происхождению: они стихийно выделились из всей массы товаров в результате товарообмена.

Возникновение денег также связано с различиями в труде, вызывающими необходимость оплаты труда не только по количеству затраченного труда, но и по качеству путем косвенного комплексного измерителя труда.

Кроме того, появление денег связано с:

необходимостью учета результатов хозяйственной деятельности не только в натуральных показателях, но и в стоимостных;

существованием различных форм собственности и соответствующих им производственных отношений, предполагающих организацию и ведение хозяйственной деятельности на основе коммерческого расчета, основанного на товарно-денежных отношениях. [2, с. 443-444].

Еще статьи по теме

Теоретические и методологические основы определения себестоимости продукции
Целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Основу получаемой прибыли часто составляет себестоимость производимой продукции, оказываемых услуг или выполненных работ. Вопрос формирования себестоимости произведенной продукции ...

Анализ деятельности ЗАО Эколон ПК
стратегический управление лакокрасочный Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и чел ...