Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства

закрепленные в законах льготы, исключительные права или другие привилегии, предоставленные органами власти и управления отдельным («своим») компаниям (например, льготы по освобождению от уплаты экспортно-импортной пошлины, НДС, налога на прибыль предприятий и организаций и т. п.) (это заведомо ставит в невыгодное положение одни предприятия по сравнению с другими, а следовательно, снижает предпринимательскую активность в целом; сложилась парадоксальная ситуация: отдельные участники рынка, нарушающие рыночные правила или пытающиеся навязать собственные, получают поощрения и льготы от власти, а другие, даже без серьезных проступков, постоянно находятся под давлением проверок);

отсутствие в стране «прозрачного» учета собственности и эффективной защиты прав инвесторов, возможность незаконного отчуждения собственности, что стимулирует развитие противоправных поглощений (причем на сегодня не определены четкие критерии, по которым то или иное поглощение предприятия можно считать противоправным; стремление государственных институтов установить за эти действия уголовную ответственность, к сожалению, пока осталось на уровне деклараций);

решения органов власти и управления (как прямого, так и опосредованного характера) об ограничениях на ввоз или вывоз товаров за пределы региона;

отсутствие в стране эффективной системы контроля за деятельностью государственных служащих со стороны государства и общественности и т. п.

По нашему мнению, наличие административных барьеров в национальной экономике обусловлено действием таких специфических факторов:

) стремление органов государственной и муниципальной власти к максимальной регламентации хозяйственной деятельности, к использованию формальных норм даже тогда, когда в этом нет необходимости [9] (это ведет к чрезмерной (а в большинстве случаев - ненужной) зарегламентированности экономической деятельности, которая имеет целью не реальное выполнение определенных теми или иными нормами требований, а прежде всего - создание спроса на коррупционные услуги чиновников);

) наличие проблемы доступа потенциальных конкурентов к ограниченным ресурсам (мировой опыт показывает, что страны, где представители власти и бизнеса направляют свои усилия на поиск и присвоение не столько новой, сколько реальной стоимости - ренты, в частности и через проявления монополизма, исключение конкуренции, «приватизацию» государственной власти, образование симбиоза власти и бизнеса; источниками ренты выступают государственный бюджет, природные ресурсы, государственная собственность, квазигосударственные холдинги, наиболее прибыльные направления бизнеса, перераспределение всего бизнеса или его части от «чужих» к «своим», коррупция под прикрытием государства) [10];

) государственные чиновники владеют специфическими ресурсами - властными полномочиями, которые обеспечивают возможность создания соответствующих правил, то есть административных барьеров (между тем низкий уровень оплаты труда отечественных государственных служащих порождает оппортунизм в их поведении - возможность разрешить или запретить те или иные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов всегда сопровождается надеждами чиновников на соответствующую «благодарность»; опросы отечественных предпринимателей свидетельствуют, что свыше 90 % из них вынуждены были на протяжении года давать взятки);

) сочетание украинской правящей элитой политической деятельности с бизнесовой, вследствие чего сформировалась кланово-олигархическая модель экономики, означающая концентрацию некоторых отраслей экономики в руках нескольких кланов олигархов, приближенных к власти (каждый из кланов стремится не только регулировать рынок, но и влиять на отношения предпринимателей с государством, используя неэкономические рычаги давления; поэтому рыночные изменения, направленные на развитие конкурентной среды, «вязнут» в значительном количестве контрправил, ведь в большинстве случаев отстаивание той или иной политической элитой собственных интересов связано с процессами распределения и перераспределения собственности и доходов; в таких условиях конкурентная борьба развивается не за потребителя, а вокруг принимаемых законов и указов; органы власти осуществляют принудительное распределение рыночных ниш, отдавая наиболее выгодные сегменты «своим» фирмам, которые, в свою очередь, перечисляют в пользу этих органов или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли; таким образом, успешность отечественного бизнеса зависит не столько от удачной маркетинговой стратегии и эффективного менеджмента, сколько от «правильных» отношений с властью);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по теме

Статистика численности и состава работников научных организаций Амурской области
Сегодня Россия славится своими научными достижениями. Современная научная деятельность является одним из важных политических и экономических направлений развития не только отдельно взятого региона, но и страны в целом. Безусловно, определяющую ...

Сущность и причины инфляции, ее виды и формы
Сбалансированный, равновесный экономический рост является, по сути, моделью идеального варианта развития экономики. Реальная экономическая ситуация всегда так или иначе отклоняется от этой модели. Все современные страны с рыночной экономикой в т ...