Тема контрольной работы «Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства» по дисциплине «Основы экономики».
Предпринимательская деятельность является основой устойчивого развития, залогом решения социальных проблем, преодоления бедности и обеспечения высокого уровня благосостояния народа. Между тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги в этом направлении за годы независимости, предпринимательство в Украине развивается медленно и фрагментарно, конкурентная борьба между экономическими субъектами малоэффективна, а конкурентные позиции подавляющего большинства отечественных предприятий - слабы. Как справедливо замечает известный украинский экономист В. Геец, внутри страны образовалось неравенство в доступе субъектов хозяйствования к ресурсам, информации и политической власти; созданы благоприятные условия для активизации деятельности монополий и повсеместного распространения практики двусторонних соглашений [1, с. 412].
По нашему глубокому убеждению, в числе важнейших факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства в Украинском государстве, на возможность и темпы обновления состава участников отечественных рынков, на поведение предприятий, есть наличие необоснованно высоких входных (а нередко-и выходных) барьеров. Мировой опыт доказывает, что наличие рыночных барьеров создает благоприятные условия для доминирования на отраслевом рынке одного или группы субъектов, побуждает их к манипулированию ценами и объемами выпуска продукции, к установлению своих «правил игры» для контрагентов, дает возможность длительное время получать норму прибыли, более высокую по сравнению с аналогичными фирмами на других рынках. Следствием является снижение уровня общественного благосостояния.
В этой связи возникает необходимость основательно осмыслить феномен рыночных (отраслевых) барьеров (а особенно - тех их видов, которые в наибольшей степени препятствуют развитию предпринимательства в Украине) с целью выработки действенных рычагов влияния государства и общества на их снижение, унификацию, рационализацию и т. п. Это и определяет цель нашей работы.
Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства
Под рыночными барьерами будем понимать совокупность факторов объективного и субъективного характера, снижающих предпринимательскую активность как на отдельных рынках, так и в экономике в целом.
Существуют две основные группы рыночных барьеров: барьеры входа на рынок и барьеры выхода с рынка. Барьеры входа на рынок - это совокупность препятствий, которые усложняют вход на рынок новых фирм и преодоление которых связано со значительными (иногда - непосильными) финансовыми, социальными и психологическими затратами. Соответственно, барьеры выхода с рынка представляют собой совокупность факторов, препятствующих фирмам уйти с рынка без существенных потерь.
Анализ научных работ по этой проблеме позволяет выделить разные подходы к определению сущности рыночных (отраслевых) барьеров (табл.).
рыночный барьер предпринимательский
Определение барьеров входа в рамках разных подходов с позиций теории
отраслевых рынков
Научные подходы |
Определения (детерминанты) отраслевых барьеров входа |
Примеры барьеров входа |
Структурный (Гарвардская экономическая школа) (Э. Мейсон, Дж. Бейн) |
Факторы, позволяющие фирмам, функционирующим на рынке, получать сверхприбыль без угрозы входа на него потенциальных конкурентов |
- абсолютное преимущество в расходах; - контроль над стратегическими ресурсами; - положительный эффект от масштаба; - избыточные мощности |
Чикагской школы (Дж. Стиглер) |
Затраты производства, которые должны осуществлять фирмы, стремящиеся войти на рынок, и не осуществляют фирмы, уже функционирующие на нем |
-абсолютное преимущество в расходах; - потребность в капитале и проблема необратимых расходов; - преимущества в опыте (продолжительность пребывания в отрасли); - технологический разрыв |
Нормативный (С. Вейцзекер, Г. Демсец) |
Потребительские преимущества и поведение потребителей как факторы «создания» барьеров входа |
- культурные различия; - лояльность потребителей; - расходы потребителей, связанные с «переключением» на другую марку |
Контрактный (Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон) |
Факторы, обусловливающие высокий уровень трансакционных издержек деятельности фирмы на рынке |
- специфичность активов; - издержки деятельности на зарубежных рынках; - неполнота и асимметричность информации |
С позиций фирм, укоренившихся на рынке (Р. Гильберг) |
Рента, которую получают фирмы благодаря функционированию на определенном рынке |
- доступ к дистрибьюторским сетям; - реклама; - торговые марки; - лимитирующее ценообразование |
С точки зрения преимуществ ин-тернализации (М. Кессон, Р. Кейвз) |
Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпораций и отраслевых барьеров входа |
- специфичность активов; - издержки деятельности на зарубежных рынках; - преимущества в опыте (продолжительность пребывания в отрасли); - концентрация продавцов | | | | | |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Еще статьи по теме
Анализ издержек обращения
Целью данной работы является приобретение теоритических и практических
знаний по анализу производственной и финансовой деятельности предприятия, по
анализу издержек обращения.
Для реализации данной цели мы поставили для себя следующие задачи:
...
On-line платежи удобства и потенциальные угрозы
В цивилизованных странах пластиковые карты очень популярны. Не нужно
носить с собой раздутые кошельки с наличными - тоненькая пластиковая карточка
способна заменить сколь угодно большую пачку денег. Оценили преимущества
пластиковых карт и пользо ...
|