Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства

Тема контрольной работы «Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства» по дисциплине «Основы экономики».

Предпринимательская деятельность является основой устойчивого развития, залогом решения социальных проблем, преодоления бедности и обеспечения высокого уровня благосостояния народа. Между тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги в этом направлении за годы независимости, предпринимательство в Украине развивается медленно и фрагментарно, конкурентная борьба между экономическими субъектами малоэффективна, а конкурентные позиции подавляющего большинства отечественных предприятий - слабы. Как справедливо замечает известный украинский экономист В. Геец, внутри страны образовалось неравенство в доступе субъектов хозяйствования к ресурсам, информации и политической власти; созданы благоприятные условия для активизации деятельности монополий и повсеместного распространения практики двусторонних соглашений [1, с. 412].

По нашему глубокому убеждению, в числе важнейших факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства в Украинском государстве, на возможность и темпы обновления состава участников отечественных рынков, на поведение предприятий, есть наличие необоснованно высоких входных (а нередко-и выходных) барьеров. Мировой опыт доказывает, что наличие рыночных барьеров создает благоприятные условия для доминирования на отраслевом рынке одного или группы субъектов, побуждает их к манипулированию ценами и объемами выпуска продукции, к установлению своих «правил игры» для контрагентов, дает возможность длительное время получать норму прибыли, более высокую по сравнению с аналогичными фирмами на других рынках. Следствием является снижение уровня общественного благосостояния.

В этой связи возникает необходимость основательно осмыслить феномен рыночных (отраслевых) барьеров (а особенно - тех их видов, которые в наибольшей степени препятствуют развитию предпринимательства в Украине) с целью выработки действенных рычагов влияния государства и общества на их снижение, унификацию, рационализацию и т. п. Это и определяет цель нашей работы.

Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства

Под рыночными барьерами будем понимать совокупность факторов объективного и субъективного характера, снижающих предпринимательскую активность как на отдельных рынках, так и в экономике в целом.

Существуют две основные группы рыночных барьеров: барьеры входа на рынок и барьеры выхода с рынка. Барьеры входа на рынок - это совокупность препятствий, которые усложняют вход на рынок новых фирм и преодоление которых связано со значительными (иногда - непосильными) финансовыми, социальными и психологическими затратами. Соответственно, барьеры выхода с рынка представляют собой совокупность факторов, препятствующих фирмам уйти с рынка без существенных потерь.

Анализ научных работ по этой проблеме позволяет выделить разные подходы к определению сущности рыночных (отраслевых) барьеров (табл.).

рыночный барьер предпринимательский

Определение барьеров входа в рамках разных подходов с позиций теории

отраслевых рынков

Научные подходы

Определения (детерминанты) отраслевых барьеров входа

Примеры барьеров входа

Структурный (Гарвардская экономическая школа) (Э. Мейсон, Дж. Бейн)

Факторы, позволяющие фирмам, функционирующим на рынке, получать сверхприбыль без угрозы входа на него потенциальных конкурентов

- абсолютное преимущество в расходах; - контроль над стратегическими ресурсами; - положительный эффект от масштаба; - избыточные мощности

Чикагской школы (Дж. Стиглер)

Затраты производства, которые должны осуществлять фирмы, стремящиеся войти на рынок, и не осуществляют фирмы, уже функционирующие на нем

-абсолютное преимущество в расходах; - потребность в капитале и проблема необратимых расходов; - преимущества в опыте (продолжительность пребывания в отрасли); - технологический разрыв

Нормативный (С. Вейцзекер, Г. Демсец)

Потребительские преимущества и поведение потребителей как факторы «создания» барьеров входа

- культурные различия; - лояльность потребителей; - расходы потребителей, связанные с «переключением» на другую марку

Контрактный (Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон)

Факторы, обусловливающие высокий уровень трансакционных издержек деятельности фирмы на рынке

- специфичность активов; - издержки деятельности на зарубежных рынках; - неполнота и асимметричность информации

С позиций фирм, укоренившихся на рынке (Р. Гильберг)

Рента, которую получают фирмы благодаря функционированию на определенном рынке

- доступ к дистрибьюторским сетям; - реклама; - торговые марки; - лимитирующее ценообразование

С точки зрения преимуществ ин-тернализации (М. Кессон, Р. Кейвз)

Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпораций и отраслевых барьеров входа

- специфичность активов; - издержки деятельности на зарубежных рынках; - преимущества в опыте (продолжительность пребывания в отрасли); - концентрация продавцов

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Анализ безубыточности производства
Организационная часть ...

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ООО Чебоксарский мясокомбинат
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существуе ...