Основные понятия и показатели ассортимента

Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей

продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре).

Ассортимент - перечень наименований выпускаемой предприятием продукции с указанием объемов выпуска по каждому ее виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.

Номенклатура - перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество. Некоторые маркетологи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический эффект. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, следовательно, является для предприятия наиболее надежным средством завоевания конкурентных преимуществ.

В сложившейся хозяйственной практике у фирмы существует множество возможностей воздействия на рынок как непосредственно, так и опосредованно, через использование разработанных стратегий. Продуктовые стратегии управления маркетингом подразумевают популяризацию продукта, раскрытие его свойств и за счет этого продвижение его на рынке. Они реализуются посредством использования некоторых общих стратегий и концепций управления в сочетании с отдельными программами, разработанными либо для отдельного продукта, либо для продуктовой линии, которые в целом сопряжены с общими целями и задачами деятельности фирмы.

Товарная номенклатура компании состоит из различных товарных линий.

Товарная линия (ассортиментный ряд) - группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести областей использования, предназначенных одним и тем же группам покупателей, а также реализуемых через одни и те же типы торговых предприятий, в рамках одного и того же диапазона цен.

На примере продовольственного магазина охарактеризуем показатели товарной номенклатуры. Она характеризуется широтой, насыщенностью, глубиной и гармоничностью.

Под широтой товарной номенклатуры имеют в виду общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых (продаваемых) фирмой. Например, продовольственный магазин в своем ассортименте имеет такие группы товаров, как молочная продукция, хлебобулочная продукция, мясо и мясопродукты и т. д.

Под насыщенностью товарной номенклатуры подразумевают общее число составляющих ее отдельных товаров. Так, в молочном отделе продают молоко, кефир, ряженку, творог.

Под глубиной товарной номенклатуры имеют виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Глубину ассортимента можно изучать с различных позиций. Во-первых, по составу продуктов - кефир бывает обыкновенный, биокефир, йодированный. Во-вторых, по объему и вариантам упаковки - пол литра, один литр, а также в полиэтиленовых пакетах, стеклянных бутылках, коробках Тетра-Пак. В-третьих, по производителям - различные торговые марки.

Под гармоничностью товарной номенклатуры понимают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или иных показателей. Так, масло не должно лежать рядом с мясом, рыбой, так как впитывает запахи и от этого его качество может заметно снизиться. Кроме того, если какая-то хозяйка пожелает испечь торт и придет в продовольственный магазин за покупкой ингредиентов, его составляющих, то в магазине с гармоничным ассортиментом она их все сможет приобрести.

Также следует отметить то, что произведенная продукция имеет свою стоимость.

Стоимость произведенной продукции может выступать в двух видах: валовая и товарная продукция. Валовая продукция включает:

готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный период всеми подразделениями юридического лица (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика), предназначенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Статистическая обработка результатов выборочного контроля по количественному признаку
Статистические методы (методы, основанные на использовании математической статистики), являются эффективным инструментом сбора и анализа информации о качестве. Применение этих методов, не требует больших затрат и позволяет с заданной степенью то ...

Сущность промышленной политики и её роль в экономическом развитии России
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что в настоящее время проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации очень важна, так как именно от неё будет зависеть дальнейшее развитие страны. Это п ...