Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Атомарные структуры

чаще всего возникают в результате развития франчайзинга, или как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий.

Сетевая структура

представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.

Корпоративная структура

возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие - один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Эффективно развивается партнерство между большими и малыми предприятиями также в рамках бизнес-инкубаторства. Значительная часть крупных предприятий и производственных объединений, не зависимо от формы собственности, испытывают трудности, связанные с неэффективностью производства и реализацией произведенной продукции. У малого бизнеса проблемы другого характера: отсутствие помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств, консалтинговой, информационной и инфраструктурной поддержки. Для решения таких проблем необходимо на базе больших предприятий, с их непосредственным участием, создавать бизнес-инкубаторы (производственно-технологические центры), в которых будут развиваться малые предприятия [15]. Отношения между малыми и крупными предприятиями в процессе создания и деятельности бизнес-инкубатора могут выполнять такие задачи:

распределять и минимизировать риски, связанные с внедрением инноваций;

создавать новые производственные возможности;

эффективнее использовать опыт и ресурсы обеих сторон;

быстрее и эффективнее достигать целей.

Такое сотрудничество привлекательно и в финансовом плане. Для крупных предприятий - это эффективный способ увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение за собой возможностей принимать решение относительно будущих проектов на более поздних стадиях их развития.

Таким образом, в результате взаимодействия малых и больших предприятий всем участникам будут даны возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утрачены и нереальны.

Анализ эффективности функционирования малого бизнеса в Украине

Перейти на страницу: 1 2 

Еще статьи по теме

Анализ движения и эффективности использования основных фондов
финансовый устойчивость ликвидность платежеспособность ...

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В настоящее время значительно возрастает роль экономического анализа как важного средства, позволяющего оценить результаты хозяйственной деятельности предприятия, выявить внутренние резервы и определить пути наиболее эффективного использования р ...