Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе

Формирование экономики рыночного типа объективно требует становления малого предпринимательства как полноценного субъекта рынка и укрепление его позиций в условиях конкурентной среды. Потребность в создании эффективной системы финансовой поддержки малого предпринимательства и совершенствования существующей законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, обусловлено ролью этого сектора экономики в обеспечении социально-экономического развития страны.

С развитием данного сектора экономики предоставляется возможность решения ряда важных проблем общегосударственного и регионального значения. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей, и одновременно - выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения.

Многие экономисты занимались исследованием роли и места малого бизнеса в экономике и все они сходились на том, что именно малый бизнес определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП; осуществляет структурную перестройку экономики, свободу рыночного выбора, насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса; обеспечивает реализацию инноваций; формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников; способствует ослаблению монополизма, развитию конкуренции. В частности такие рассуждения можно найти в трудах А.П. Гнатовского [3 с.17-19.], А.А. Заикина [4, с.31; 5, с.47-51].

Возможности малых предприятий обусловлены следующими преимуществами [29]:

.) Мобильность, способность к быстрому реагированию на изменения конъюнктуры рынка;

.) Оперативность освоения новой продукции и изменения объемов производства в пределах производственных возможностей;

.) Мелкосерийное производство, возможность повышения эффективности за счет узкой специализации, технологическая гибкость производственных процессов.

.) Низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость вложений, невысокие эксплуатационные и накладные расходы предприятия.

.) Способность к наиболее полной мобилизации доступных ресурсов, включая оперативное использование достижений научно-технического прогресса (в технической, экономической, организационной, информационной сферах.

.) Рациональная организация предприятия, определяемая максимальным сближением менеджмента, маркетинга и производственного процесса.

.) Оптимальные возможности для реализации мотивов и склонностей к предпринимательской деятельности.

Известный украинский экономист В.Г. Подвысоцкий [6, с.236] пишет, что малый бизнес должен стать главной опорой для ведущих стран, выполняя роль главного работодателя и став принципиальным источником экономического роста. Использование преимуществ предприятий малого бизнеса может дать положительный эффект непосредственно уже в условиях нынешнего этапа экономической реформы. Эти предприятия более гибкие, они быстро реагируют на происходящие изменения на рынке, именно небольшие предприятия оказываются наиболее мобильными к внедрению прогрессивных методов хозяйствования. Они могут быстро и без негативных последствий изменить свои производственные программы, освоить производство высокорентабельных товаров, пользующихся спросом, отказаться от выпуска нерентабельной продукции. Значительное преимущество малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик стран Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на любые изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь малому бизнесу занимает особое место. Небольшие предприятия хорошо реагируют на любые изменения в экономике, на спад или повышение нормы прибыли в отраслях. В таких условиях крупные компании экспортируют капитал, мелкие же фирмы, как правило, не имеют такой возможности, для выживания мелкие фирмы вынуждены пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те, которые сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Таким образом, развитие малых предприятий стало важным средством для оздоровления экономики [7, с.9].

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Анализ безубыточности многопродуктового производства на примере ОАО Магнитогорский метизно-калибровочный завод ММК-Метиз
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что анализ безубыточности важен для оценки текущего состояния предприятия и его динамики, а также для выработки стратегии развития компании. Одной из важных задач комплексного экономич ...

Сущность инфляции как формы макроэкономической нестабильности
Одним из аспектов проявления макроэкономической нестабильности современной рыночной экономики является инфляция. Инфляция представляет собой одну из самых сложных и болезненных проблем современной экономики. Проблема инфляции занимает важное ...