Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе

Формирование экономики рыночного типа объективно требует становления малого предпринимательства как полноценного субъекта рынка и укрепление его позиций в условиях конкурентной среды. Потребность в создании эффективной системы финансовой поддержки малого предпринимательства и совершенствования существующей законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, обусловлено ролью этого сектора экономики в обеспечении социально-экономического развития страны.

С развитием данного сектора экономики предоставляется возможность решения ряда важных проблем общегосударственного и регионального значения. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей, и одновременно - выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения.

Многие экономисты занимались исследованием роли и места малого бизнеса в экономике и все они сходились на том, что именно малый бизнес определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП; осуществляет структурную перестройку экономики, свободу рыночного выбора, насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса; обеспечивает реализацию инноваций; формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников; способствует ослаблению монополизма, развитию конкуренции. В частности такие рассуждения можно найти в трудах А.П. Гнатовского [3 с.17-19.], А.А. Заикина [4, с.31; 5, с.47-51].

Возможности малых предприятий обусловлены следующими преимуществами [29]:

.) Мобильность, способность к быстрому реагированию на изменения конъюнктуры рынка;

.) Оперативность освоения новой продукции и изменения объемов производства в пределах производственных возможностей;

.) Мелкосерийное производство, возможность повышения эффективности за счет узкой специализации, технологическая гибкость производственных процессов.

.) Низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость вложений, невысокие эксплуатационные и накладные расходы предприятия.

.) Способность к наиболее полной мобилизации доступных ресурсов, включая оперативное использование достижений научно-технического прогресса (в технической, экономической, организационной, информационной сферах.

.) Рациональная организация предприятия, определяемая максимальным сближением менеджмента, маркетинга и производственного процесса.

.) Оптимальные возможности для реализации мотивов и склонностей к предпринимательской деятельности.

Известный украинский экономист В.Г. Подвысоцкий [6, с.236] пишет, что малый бизнес должен стать главной опорой для ведущих стран, выполняя роль главного работодателя и став принципиальным источником экономического роста. Использование преимуществ предприятий малого бизнеса может дать положительный эффект непосредственно уже в условиях нынешнего этапа экономической реформы. Эти предприятия более гибкие, они быстро реагируют на происходящие изменения на рынке, именно небольшие предприятия оказываются наиболее мобильными к внедрению прогрессивных методов хозяйствования. Они могут быстро и без негативных последствий изменить свои производственные программы, освоить производство высокорентабельных товаров, пользующихся спросом, отказаться от выпуска нерентабельной продукции. Значительное преимущество малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик стран Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на любые изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь малому бизнесу занимает особое место. Небольшие предприятия хорошо реагируют на любые изменения в экономике, на спад или повышение нормы прибыли в отраслях. В таких условиях крупные компании экспортируют капитал, мелкие же фирмы, как правило, не имеют такой возможности, для выживания мелкие фирмы вынуждены пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те, которые сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Таким образом, развитие малых предприятий стало важным средством для оздоровления экономики [7, с.9].

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Анализ деятельности малых предприятий в России, их развитие и влияние на экономику страны
В экономически развитых странах, таких как США, Япония, Западная Европа, малый бизнес является основной движущей силой финансового благополучия государства и его граждан. В рыночной экономике тяжело найти замену малому и среднему бизнесу, по том ...

Анализ издержек организации и пути их снижения
Издержки производства являются одним из важнейших качественных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Они планируются, учитываются и изучаются в сумме и по уровню. Общая сумма расходов предприятия за определенный период содержит ра ...