Социально-экономические последствия монопольной власти

Каждый житель нашей страны сталкивается с проблемой монополизации власти в той или иной степени. К тому же в стране в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности.

В современной экономике растут масштабы кооперации труда, «острова», свободные от конкуренции. Столь же очевидно, что «поля» конкуренции не только уменьшаются, но и деформируются растущей (под воздействием концентрации производства и торговли) монополизации рынков. В итоге конкуренция «сдавливается» с двух сторон.

При такой ситуации в процессе конкуренции происходит:

) уменьшение количества индивидуальных цен предложения, реально участвующих в формировании рыночной цены;

) назначение монопольно высокой цены на данный род товара, так что для мелких его продавцов такая высокая цена, по сути, изначально предстаёт как установленная монополией, а далее «лидеры, контролирующие наибольшие доли рынка, в первую очередь конкурируют (или не конкурируют) между собой.

Действия мелких продавцов влияют на их ценовые сговоры в гораздо меньшей степени. Аналогичным образом мелкие продавцы конкурируют между собой, используя выставленные лидерами цены в качестве ориентиров. Именно внутри таких групп и возникает неявный ценовой сговор»;

) замедление или прекращение перелива ресурсов (капитала) по родам производства и продажи товаров, что вызывает устойчивое отклонение рыночной цены от той, которая до монополии считалась равновесно-конкурентной;

) замедление перелива капитала по отраслям при разноприбыльности его применения из-за неравного строения и скорости оборота капитала в условиях равенства спроса и предложения в каждой отрасли, т.е. затруднение процесса межотраслевой конкуренции.

Следует заметить, что значительная монопольная власть не всегда выражается в высоких прибылях. Часто она требует высоких непроизводительных издержек, вызванных необходимостью или потребностью монополиста участвовать в «политических играх», оплачивать услуги государственных чиновников, содержать группы высококвалифицированных лоббистов для отстаивания своих интересов на различных уровнях власти, проводить своих ставленников в выборные представительные и законодательные органы.

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Возникает вопрос - улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Можно ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).

Рис. 3 (приложение 4) показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рc и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рc и количества Qc к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене Рc, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc - Qm) по цене Рc. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти (рис. 4, приложение 4). Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Статистка результатов экономической деятельности
Конечным результатом функционирования экономики любой страны является производство материальных благ (услуг) и оказание материальных и нематериальных услуг. Для учета результатов труда в отраслях производства материальных благ и в отраслях пр ...

Сущность, измерение и модели экономического роста
Теория экономического роста считается одной из более трудоемких разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как вычислить вклад любого из причин производства в ходе роста общественного продукта? Как скорректироват ...