Виды монопольной власти

В литературе, на основе классификационных принципов сформирована типология монополии (табл. 2, приложение 3), которая включает:

- доминированную (абсолютная монополия, естественная монополия, монопсония, билатеральная монополия);

- ограниченную (независимая, ориентированная, кооперированная);

- конкурентную (горизонтально дифференцированная, вертикально дифференцированная).

Доминированная монополия характеризует ситуацию функционирования единственного субъекта, обладающего абсолютной властью на рынке, которая обусловлена отсутствием субститутов производимого им продукта, спецификой используемой технологии производства, исключительным правом владения редким ресурсом, политикой государства.

Монополия ограниченная предполагает взаимодействие немногих концентрированных производителей, которые в силу своего положения на рынке обладают ограниченной властью над предложением продукции, способны оказывать существенное воздействие на ее цену и условия функционирования самого рынка.

Монополия конкурентная основывает свою власть на влиянии в границах отдельного сегмента рынка, что достигается посредством дифференциации продукции, направленной на выделение ее качественных или предполагаемых отличий. Дифференциация создает основу для установления прочных связей с потребителем и устойчивого контроля над частью отраслевого рынка, ослабляя зависимость субъектов от рыночной цены, в результате чего возникают барьеры, связанные с дополнительными издержками по изменению предпочтений потребителей.

Монополистическая власть институализируется в форме монополии «групп интересов», выражающих интересы различных групп и неформальных сообществ. Их власть во многом зависит от способности оказывать влияние на мнение потребителей их услуг, на общественное мнение, от того, насколько ей удастся убедить их в совпадении целей. Монополия заинтересованных групп (групп интересов) осуществляет функции по систематизации и примирению, сведению к единому знаменателю интересов всех составляющих их компонентов для последующего представления этих интересов во властных структурах. Они обеспечивают организационные формы и профессиональный опыт, необходимые для систематизации и упорядочения разнородных конфликтующих требований и интересов.

Монополия групп интересов, реализуя свою власть, воздействует на процесс принятия решений в государственных масштабах. Группы интересов концентрируют свое внимание на определенных проблемах и выбирают для достижения своих целей аккумуляцию и активизацию народных масс.

Принципами организации их деятельности выступают:

добровольность объединения;

самостоятельность;

некоммерческий характер объединения граждан;

фиксированность членства;

общность граждан по профессиональным и производственным интересам;

представительство и защита прав и интересов людей.

Основным методом реализации монопольной власти являются коллективные переговоры, на основе которых достигаются определенные договоренности. Методом монополистического давления выступает и забастовка.

В экономической литературе традиционно деление стратегий злоупотребления доминирующим положением на два типа - ценовые и неценовые действия.

Первая группа включает хищническую цену (монопольно низкую), завышенную цену продукта или услуг для конкурента, некоторые типы ценовой дискриминации.

Вторую группу составляют такие действия, как отказ в поставке, вертикальные ограничивающие контракты, связанные продажи.

В соответствии с альтернативной классификацией стратегии злоупотребления доминированием делятся на структурные и объемные. Оба типа поведения нацелены на то, чтобы понизить прибыль новичка на рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Анализ безубыточности многопродуктового производства на примере ОАО Магнитогорский метизно-калибровочный завод ММК-Метиз
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что анализ безубыточности важен для оценки текущего состояния предприятия и его динамики, а также для выработки стратегии развития компании. Одной из важных задач комплексного экономич ...

Сравнительный анализ кооперативных концепций о социально-экономической модели кооператива
В подтверждение справедливости слов известного учёного в области экономической теории кооперации И.В. Емельянова о том, что "разнообразие кооперативов подобно колейдоскопу, а их изменчивость безгранична". Многие российские и зарубеж ...