Источники информационного обеспечения, задачи и методика анализа выпуска и реализации промышленной продукции.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

оценка степени выполнения плана и динамика производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции можно выделить следующие основные этапы:

Первый базируется на маркетинге и связан с изучением спроса на производимую продукцию, анализом выполнения договоров предыдущего периода с тем, чтобы определить, расширение или продление каких договоров при имеющихся ресурсах способно принести максимальную выгоду предприятию.

Второй этап сводится к выявлению дополнительных (по сравнению с предыдущим периодом) резервов использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов с целью оптимизации объема и структуры производства в планируемом периоде под наиболее выгодные предложения о заключении договоров. При этом следует учитывать и поставку продукции для государственных нужд. Для этого необходимо своевременно получить информацию об объеме государственного контракта по конкретной продукции, рентабельности ее производства с учетом дополнительного стимулирования. В зависимости от того, как выполнение государственного контракта скажется на увеличении прибыли, предприятие должно организовать работу по заключению и исполнению других договоров.

На третьем этапе анализа производства и реализации продукции делается оценка выполнения договоров по объему и ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции. Определяются размеры потерь в результате несвоевременного или неполного выполнения обязательств по договорам и степень их влияния на основные экономические показатели деятельности предприятия: объем реализации, прибыль, рентабельность, производительность труда, фонд потребления и др.

Четвертый этап состоит в установлении внутренних и внешних причин невыполнения договорных обязательств. Для внутризаводского стимулирования выполнения договорных обязательств цехами и службами используются дифференцированные шкалы премирования работников. При обнаружении внешних виновников нарушения договорных обязательств (поставщиков материалов и комплектующих, транспортных и других организаций) юридические и коммерческие службы предприятия должны добиваться полного возмещения виновниками всей суммы потерь из-за нарушения сроков и условий договоров.

В процессе анализа выполнения плана производства изучаются следующие показатели:

основная номенклатура в натуральном выражении, в том числе поставка продукции по государственным контрактам для государственных нужд; обновление выпускаемой продукции;

товарная продукция в договорных отпускных ценах, в том числе на экспорт.

Источники информации для анализа: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф. 1-П «Отчет предприятия по продукции»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета.

Выполнение плана по объему производства продукции анализируют нарастающим итогом с начала года.

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонений от плана. В качестве источников информации используются рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб, машиннограммы - рапорта, выдаваемые в АСУ, и т. д.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту [16, с.447].

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

по способу наименьшего процента;

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Теневая экономика
Теневая экономика - феномен, имеющий место в любой рыночной экономике, но его масштабы в разных странах различны. Именно это различие несет в себе важную информацию о состоянии экономики данного государства, о менталитете хозяйствующих субъектов ...

Тенденции развития внешнего освещения в крупных мегаполисах
Внешнее освещение в последнее время стало не прихотью, а необходимостью. Внешнее освещение необходимо для архитектурного освещения дорог, улиц, производственных площадей и территорий, спортивных площадок и стадионов, также для освещения, лан ...