Функционально-стомостной анализ

Главная задача ФСА - поиск экономически оправданных способов выполнения функций, востребованных клиентами. Под функциями в данном случае понимается деятельность компании, результат которой ценен и полезен для клиента.

Рассмотрим процесс внедрения ФСА на примере крупного российского нефтегазовой компании ОАО НК «Роснефть».

Построение функциональной модели компании

На первом этапе внедрения ФСА был проведен анализ и построена функциональная модель компании. Деятельность компании раскладывалась на части и элементы: описывались функции и подфункции. Для этого использована актуальная база бизнес-процессов компании. Одновременно проводился сбор информации о потребностях клиентов. Им, а также сотрудникам сбытовых подразделений организации предлагались специально разработанные анкеты. Выделяются наиболее значимые для клиентов функции, осуществляемые компанией.

Например, по результатам анализа собранной информации, наиболее важными для клиента функциями были «Полнота ассортимента», «Стоимость/Наценка», «Доставка». Для обеспечения такой потребности, как обеспечение полного ассортимента, требуется выполнение функций «Составление и формирование ассортимента» и «Хранение товара». Именно описание этих функций и включается в модель. В результате получается набор стандартизированных моделей по каждой функции. Затем был сформирован первоначальный вариант функциональной модели. По результатам анализа функциональной модели (лишние виды работ, бесполезная и дублирующая документация и информация) уточняется список функций и подфункций и был сформирован окончательный вариант функциональной модели компании, которая использовалась на следующем этапе построения стоимостной модели.

Построение стоимостной модели

Для описания функций компании с точки зрения стоимостного подхода используются различные методы. Прямые затраты, как правило, с достаточной точностью можно отнести на выбранный объект, тогда как правильность распределения косвенных затрат и, следовательно, качество принимаемых управленческих решений напрямую зависит от выбора метода распределения. Для компаний, имеющих высокую долю косвенных расходов (например, сферы услуг и торговли), целесообразно использовать метод отнесения стоимости по функциям - Activity-based costing, что позволяет точно и полностью распределить косвенные затраты на выбранный объект анализа.

Этот метод и был использован при построении стоимостной модели организации. Предварительно провели ABC-анализ стоимостной значимости функций, в результате которого выявили набор функций, вносящих наибольший вклад в общий объем затрат. В дальнейшем эти функции были детально исследованы. На основе имеющейся управленческой и бухгалтерской информации составлен классификатор основных статей затрат. Затем затраты постатейно разнесли на функции и подфункции в соответствии с объемом потребляемых ресурсов: трудовых, материальных, машинных мощностей, информационных и пр. В результате сформировали стоимостную модель, представляющую собой матрицу, содержащую распределение статей затрат по функциям и подфункциям.

На следующем этапе был проведен анализ стоимости функций и сравнение с их востребованностью у клиентов; рассчитана стоимость единицы полезного для клиента эффекта. Данных стоимостной модели компании было достаточно для дальнейшего использования в подготовке управленческих решений в организационно-функциональной и стратегической областях.

Стоимостная модель объектов затрат

Для построения стоимостной модели предварительно были выделены важные для организации объекты затрат. При их выборе учитывались не только потребности менеджмента в аналитической информации, но и наличие самой информации. Например, объектом затрат может выступить продукт, продуктовая группа, клиент, клиентская группа, сервис, для которых формируется список функций и подфункций.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Теоретические аспекты производственной эффективности
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая нестабильность, когда развитие сменяется периодом кризисов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности их деятельности. Рыночный механизм обе ...

Структура и содержание диагностики предприятий
В последние годы перед хозяйствующими субъектами, функционирующими в рыночных условиях, все чаще возникает проблема комплексной оценки их состояния, которое постоянно меняется под влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Решить данн ...