Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» под «коммунальными услугами» понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

До принятия постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 тарифы на коммунальные услуги устанавливались органами местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89, путем принятия правового акта об установления тарифов. Он являлся обязательным для применения исполнителями и потребителями.

В настоящее время принятие органами местного самоуправления правовых актов об установлении тарифов на коммунальные услуги противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исполнителями и потребителями этих услуг по формулам, содержащимся в Правилах.

Для расчета используется тариф, установленный для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ и объем потребляемых услуг, определяемый по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями по регулированию тарифов (цен) на все коммунальные ресурсы (за исключением электрической энергии и газа).

Воздействие на уровень цен и тарифов может быть прямым или косвенным. Прямое регулирование цен осуществляется путем установления фиксированных предельных цен (тарифов) или коэффициентов их изменения, нормативного соотношения между стоимостью сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, соотношений между уровнем цен (тарифов) и размером оплаты труда, ограничения уровня рентабельности, уровня затрат, включаемых в цены (тарифы), размеров надбавок, наценок (скидок) в сфере распределения продукции (товаров), декларирования изменения цен (тарифов) в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется путем применения льготного налогообложения, кредитования, предоставления субсидий, дотаций и компенсаций из бюджета.

Органы местного самоуправления Кемеровской области:

организуют и осуществляют контроль за соблюдением государственной дисциплины цен;

регулируют цены и тарифы на продукцию, товары в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством и переданных Администрацией Кемеровской области;

утверждают положение об органе ценообразования и контроля за ценами местных органов самоуправления.

К основным нарушениям, допускаемым органами местного самоуправления, относятся:

отсутствие на территории муниципального образования органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

не установление органом регулирования системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса без согласования производственной программы организации коммунального комплекса;

установление периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, не соответствующего сроку реализации производственной программы.

Одной из проблем государственного регулирования на территории Кемеровской области тарифов и надбавок в указанной сфере является недостаток в органах местного самоуправления квалифицированных специалистов.

В целях повышения эффективности государственного регулирования тарифов и надбавок необходимы организация и проведение соответствующих обучающих курсов для специалистов органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.

Государственная ценовая политика представляет собой составную часть экономической и социальной политики государства, поэтому, с одной стороны, она должна быть направлена на создание конкуренции, ориентирующейся на экономическое развитие с использованием достижений научно-технического прогресса, с другой стороны, - на недопущение инфляционного роста, поддержание прожиточного минимума, обеспечение доступности продукции, товаров и услуг первой необходимости.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Структурная политика г. Иваново
Как известно, развитие гражданского общества во многом зависит от того, насколько важной его составляющей является молодежь, насколько активно молодые люди вовлечены в становление и развитие институтов общества как на уровне государства, так и ...

Анализ безубыточности производства
Организационная часть ...