Особенности инфляции и борьбы с ней в России

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

Чтобы лучше понять специфику российской инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены, размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен [18].

Вообще специфика российской экономики заключается в доминанте политики обменного курса. Задача торможения инфляции реализуется путем укрепления рубля. Это ослабляет конкурентные позиции российских товаропроизводителей и негативно влияет на некоторые отрасли (машиностроение, легкая промышленность). Низкая инфляция лишь один, но не единственный ориентир в денежно-кредитной политике. Помимо снижения инфляции есть ничуть не менее важные задачи, в том числе реформирование финансовой системы, отладка механизмов трансформации сбережений в инвестиции, наращивание реальных доходов населения.

Условия развития российской экономики в январе-сентябре 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем валового внутреннего продукта в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе- сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе-сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%). Таким образом, происходило заметное сокращение внутреннего спроса.

Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.

В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта - до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года - на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%).

Несмотря на то что в январе-октябре 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары - до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь- октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта - до 9,0%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Статистическое изучение доходов от основных операций банка
Целью данной курсовой работы является изучение статистических методов, применяемых в изучении финансовых результатов деятельности коммерческого банка. Данная тема актуальна, потому что статистическое изучение финансовых результатов банка и пред ...

Структура предприятия
Организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приемов научного обоснования соединения рабочей силы со средствами производства исходя из заданной цели производственной системы. Развитие практики организации произв ...